Меню
Блог

Психологическая подготовка.

Из книги Качалина Г.Д. « Тактика футбола», 1986 г.

Мальчик или юноша, любящий футбол, мечтает стать мастером кожаного мяча, играть в командах высшей (или первой) лиги, в сборных страны. Мечтать надо. Но во сто крат нужнее уметь бороться за осуществление мечты, преодолевая самые большие трудности на пути к ее достижению.

Футболист может многого добиться, если он в спортивной форме и ХОРОШО ПОДГОТОВЛЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКИ.

Футбол — соревнование не двух спортсменов, а двух коллективов, команд. Высокая спортивная форма всех игроков может стать важным помощником команды на пути ее к успеху. При этом ведущим элементом считается психологическая готовность игрока к соревнованию.

Итоги выступления команды в крупномасштабных соревнованиях (в чемпионате мира, Европы, страны), при прочих равных условиях с соперниками, в значительной мере зависят от качества психологической подготовки игроков.

В психологической подготовке очень важен характер задач, поставленных перед командой. Нельзя допустить, чтобы это были непосильные задачи, нельзя и довольствоваться малым. Задачи эти должны быть посильными и отвечать возможностям команды на сегодня с перспективой на завтра.

Особые (и немалые) трудности в психологической подготовке возникают у тренеров детских и юношеских команд: ведь психика детей (да и юношей) еще недостаточно устойчива, порою очень ранима.

Главные средства воздействия тренера на психику футболиста — слово, голос, интонация. Слово тренера может поднять игрока на спортивный подвиг, а может и свести все усилия на нет.

Слово тренера должно быть СПРАВЕДЛИВЫМ, УБЕДИТЕЛЬНЫМ, ДОХОДЧИВЫМ и ВЕРНЫМ. В нем — не место упрекам, бестактности, грубости.

Голос тренера должен меняться в зависимости от обстоятельств и от того, с кем наставник ведет разговор. Но в принципе он должен сохранять среднюю тональность и не переходить ни на высокие ноты, ни (тем более) на грубый окрик или крик. Надо знать, когда повысить, а когда снизить тон.

В работе с детьми не всякий раз срабатывают «взрослые» подходы и методы. Поскольку юный организм всегда возбудить проще и быстрее, в мобилизации ребят благотворна роль интонации в голосе тренера (особенно с оттенком доброжелательности).

Желание играть у ребят огромно. Перед началом матча они оживлены и эмоционально возбуждены — так и рвутся поскорее выйти на поле!

Тем не менее одним удается сохранять уверенность и внешнее спокойствие, другие излишне волнуются, нервничают, переживают.
Некоторое предстартовое волнение вполне обоснованно и оправданно, поскольку равнодушных к игре среди них нет и не должно быть. Но излишнее волнение может помешать самым горячим правильно действовать на поле тактически.
Состояние повышенного возбуждения у футболистов может вызвать и сам тренер, если, давая установку на игру (в день матча), будет излишне требовательно говорить о задаче команды «выиграть во что бы то ни стало». Еще хуже, если это настоятельное требование высказать «досрочно» и в такой форме, которая не допускает даже попытки оспорить или просто возразить: «Выиграть, выиграть, и только выиграть!»

В результате такой «перенакачки» в сознании игроков возникнет изолированный очаг возбуждения, который может вначале затормозить, а затем и подавить все остальные начала.

Для ребят и так ясно: соревноваться они выходят для того, чтобы побеждать. И чересчур часто напоминать им об этом нет нужды.

Давая установку на игру, тренер должен следить за тем, как воспитанники воспринимают ее. И здесь много вариантов: одни принимают указания тренера к сведению как должное, другие — с сомнениями и опасениями, перерастающими в излишнее волнение.
А это ли не сигнал тренеру о том, чтобы с такими ребятами поговорить в доброжелательном тоне отдельно: успокоить, снять с них излишнее возбуждение.
Перевозбуждение может быть и общим, если тренер представит соперника слишком грозным.

Характеризуя соперника действительно сильного, надо детальнее всего остановиться на его слабостях и меньше говорить о достоинствах. И наоборот, слабого представить более сильным, чем он на самом деле, чтобы не вызвать у футболистов излишнего возбуждения, боязни или во втором случае полного успокоения и самоуверенности, снижающих предыгровой тонус и ослабляющих старательность подготовки к матчу.

Как излишняя осторожность, так и чрезмерная уверенность в успехе нежелательны: пагубно отражаясь на тактике игры, они придают действиям игроков торопливость или инертность.

Подвести всех ребят к оптимальному предстартовому состоянию, к общему знаменателю помогает разминка перед игрой. Чрезмерно возбудимые юные футболисты должны выполнять гимнастические упражнения в замедленном темпе, апатичные — в более быстром.

В процессе игры тренеру не следует выдавать игрокам свое психологическое состояние.
Оно может выразиться:
— в заметных для футболистов возбужденных движениях;
— в чрезмерно активном руководстве игрой
Волнение наставника тут же передается ученикам.
Неверно действуют тренеры, стремясь подсказать футболисту верный ход в момент, когда тот уже сам выбрал средство решения конкретной сиюминутной тактической задачи: сигнал тренера вызывает у игрока растерянность, ставит перед необходимостью быстро выбирать уже из двух возможных решений одно. Игрок теряет время, теряется и во многих случаях ошибается.

Учить надо не в процессе игры, а на тренировках.

Наоборот, в детском и юношеском возрасте всячески поощрять инициативу футболистов, если ее проявление идет на пользу команде.
Лишать игрока инициативы — значит воспитывать из него «автомата».

Инициатива — сестра творчества, а творчество игрока в процессе матча, направленное на оригинальное решение обусловленных матчем тактических задач, — признак способностей, даже таланта футболиста, поистине бесценный дар.

Опытные игроки настраивают себя на соперничество каждый по-своему: кто — самоубеждением, успокоением; кто — разминкой.
Есть у футболистов и разные приметы, которые могут и лучшему настрою на игру способствовать и мешать этому. С этим злом тренеру надо решительно бороться, всячески разбивать веру в любую примету.
Частные приметы мешают мобилизации футболиста на игру, а общие становятся весьма серьезной преградой и в мобилизации всей команды.

Что надо, чтобы психологическая подготовка футболиста постоянно была на высоте?
— Хорошее здоровье и самочувствие. Игрок всегда должен быть здоров, не допускать каких-либо заболеваний или травм по собственной вине.
— Бодрое настроение, желание играть (и не просто, а хорошо, доставляя радость себе и удовольствие любителям футбола).
— Строго соблюдать спортивный режим — никаких отклонений, ни единого отступления от установленного распорядка.
 Хорошо знать соперников. Продумывать и мысленно проигрывать личный план действий в предстоящем матче.
— Личным примером увлекать за собой партнеров.
— Об игре думать в дни до нее. А в день игры — отвлекаться от футбола (чтобы сохранить свежесть психики): читать книги, журналы, газеты, играть в шахматы и шашки, совершать прогулки и беседовать с товарищами на отвлеченные темы.
— Не преувеличивать силы соперника. Это может привести к потере чувства уверенности, к возникновению мысли о поражении и его последствиях, в конце концов — к снижению эмоционального настроя.
 Не конечный результат соревнования должен занимать игрока, а сама игра, поиски методов и средств достижения победы, целесообразных действий, взаимопонимания с партнерами.

Всякая демобилизованность, вызванная чувством самоуверенности и недооценкой силы соперника, ведет к снижению игрового тонуса и боеспособности футболиста.
Нужны мотивы для всесторонней мобилизации. Без них трудно настроить себя на боевую игру с полной выкладкой сил. А слабый настрой одного становится сильным вирусом, поражающим партнеров.

О некоторых моментах психологического настроя в процессе матча.
  1. Еще до начала игры можно эффективно для команды воздействовать на соперников. Так, дружное и громкое (на едином вздохе) приветствие соперников демонстрирует единство команды, ее дружный, высокий настрой на игру.Надо дружно приветствовать и зрителей (до некоторой степени это еще до игры помогает завоевать их симпатии), после чего разбежаться по полю и сделать несколько демонстративных (в меру, конечно) ускорений, еще разок показывая соперникам уверенность и готовность к борьбе на любом уровне.
2. Начать игру надо в темпе и постараться быстро захватить инициативу. Хорошо, если с первой попытки удастся заранее подготовленная эффективная стандартная комбинация, она вызовет в стане соперника настороженность. Уже с начала игры желательно продемонстрировать СМЕЛОСТЬ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ и БЕСКОМПРОМИССНОСТЬ в единоборствах. Дружное начало наверняка задаст высокий эмоциональный фон всей игре. А если на первых же минутах соперничества удастся и материальный перевес получить (забить гол), то можно не только вызвать в рядах соперников некоторую растерянность, а и сломать их игру, нарушить тактические планы.
3. Монолитность команды во многом зависит от взаимоотношений игроков в процессе игры. Никто не должен сразу же реагировать на ошибки партнера негативно. Надо продолжать играть так, будто ничего не случилось. А как благотворно действует на игрока поддержка товарищей! В игре не должно быть упреков в адрес партнера, тем более грубого выражения недовольства: ведь каждое — даже малейшее проявление несдержанности не только выводит из равновесия допустившего ошибку, но и портит настроение всем остальным.

Даже ошибка, стоившая гола, не должна расстраивать партнеров, вызывать грубой и недостойной футболистов реакции. Испортить настроение партнеру — значит испортить его игру.

Коллективного осуждения требуют недостойные спортсменов грубость (особенно умышленная), симуляцияпровокации (с целью извлечения выгод для команды), недисциплинированность, грубое нарушение спортивной этики. Каждый из таких поступков и проступков снижает и тактический (не говоря уже о морально-волевом) потенциал команды.

А как важно проявлять в игре высокую активность! Она «выбивает» соперника «из седла», подчиняет его, делает его слабее. Подавленный, он хуже выполняет свои тактические функции, ослабляя в команде какое-то звено.
Персональная опека выводит соперника из психического равновесия. Опекаемый теряется и нервничает. Нарушаются тактические связи в его звене. Фактически это означает, что в команде становится как бы на игрока меньше.

А как важны первые и последние минуты в матче!
Соперник, плохо размявшийся перед матчем, не готов сразу предложить высокий темп. Тем самым он уступает инициативу, оказывается в роли обороняющегося. Перехватить инициативу всегда труднее, чем овладеть ею. У усталого игрока — усталая психика; нарушаются реакция, восприятие, внимание и т. д. Игрок, сохранивший физическую и психическую свежесть, всегда будет иметь преимущество в конце матча.
Игру команды нетрудно «сломать», а в результате — потерпеть поражение, если проходить мимо многих так называемых мелочей, которые нередко либо мобилизуют (если их предусмотреть и тщательно учесть), либо демобилизуют команду в психологическом плане.
В детских командах преждевременная радость при временном успехе завершается слезами проигравших по окончании матча. Такие стрессовые эмоциональные нагрузки вряд ли нужны юным футболистам.
В команде неволевой после пропущенного мяча игроки, попросту говоря, сникают. Волевая же команда, потерпев в ходе игры неудачу, сразу ринется в атаку, понимая, что только так добьется перелома в свою пользу.

О ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА
Личный пример тренера во многом определяет высокий уровень психологической подготовки футболистов. Качество психологической подготовки команды непосредственно связано с высокой нравственностью тренера. Кто как не тренер должен служить для игроков примером в отношении к делу и к окружающим, в дисциплине. Тренер по призванию — всегда человек высокой культуры, правдивый, скромный. В этом — истоки его авторитета у игроков.
Тренер никогда не должен считать себя знающим все. Наверняка и у его помощников и у воспитанников есть идеи, заслуживающие внимания. И не будет зазорным, если он воспримет ценные советы сведущих людей на пользу дела.
Тренер — не только специалист, но и человек, старший товарищ, гуманный и справедливый, не чурающийся самокритики. Тренер, требующий от своих воспитанников строгого соблюдения спортивного режима, дисциплины и норм нравственного поведения в коллективе, обязан в первую очередь предъявлять такие же требования к самому себе.