Большая проблема в детско-юношеском футболе не только у нас, но и за рубежом, заключается в клишированной оценке детей при отборе в академии и профессиональные футбольные клубы. Уже в 7-10 лет их делят на категории: «талантливый» , «не талантливый» и «может что-то выйдет".
Понятно, что по разным причинам , невозможно дать каждому ребенку место в профессиональной академии и клубе, поэтому приходится выбирать детей.
Как это делается в Голландии? Происходит футбольный матч, и на боковой линии мужчины, называемые скаутами, назначаемые профессиональными футбольными клубами, сканируют футбольные поля для поиска талантливых игроков. Итак, эти разведчики записывают имена талантливых мальчиков - по крайней мере, в их глазах. Через пару недель эти дети получают приглашение на несколько тренировок в клуб, в котором работает скаут. Таким образом, в очень молодом возрасте дети «разделяются» на две группы: одну группу обозначают как талантливую, а другую - как не талантливую. В результате этого талантливые люди получают возможность развиваться в профессиональном футбольном клубе и имеют больше шансов стать хорошим футболистом.
Какие факторы могут предвещать о шансах ребенка стать профессиональным футболистом и осуществить свою мечту?
Часто, при отборе детей выбирают "лучшего игрока" на поле. В каждой команде легко увидеть 2-3 игрока, действия которых приводят команду к успеху. Признание и воспитание таланта - это больше, чем выбор лучшего игрока на поле. Мнение, что лучшие всегда будут лучшими не соответствует действительности. Лучший игрок на поле – это игрок, который находится ближе всего к уровню, к которому клуб стремится играть. Исследования и опыт показывают, что быть лучшим футболистом в детском и юношеском возрасте вовсе не является гарантией того, что он будет лучшим за пару лет и во взрослом футболе.
Таким образом, фактический уровень игры ребенка мало говорит нам о шансах стать профессионалом, он мало имеет прогностического значения.
РАЗВИТИЕ НЕ ЛИНЕЙНЫЙ ПРОЦЕСС !!! Использование математики: развитие, которое мы видим в момент X, говорит нам только о том, насколько хорошо человек в момент X. Он не говорит нам, как человек стал таким хорошим в момент X. Что привело к X? Это не скажет нам, насколько хорош этот игрок будет в X + 5 лет или X + 10 лет.
Обязательно надо учитывать несколько факторов при отборе талантливого ребенка из лучших на поле:
Феномен « СТАРТОВАЯ УДАЧА»
Одним из факторов, влияющих на развитие, является «удача начинающих» или «стартовая удача». Вполне возможно, что лучший игрок на поле, самый лучший в своем развитии, так у него есть «стартовая удача». Всякий раз, когда мы делаем что-то в ПЕРВЫЙ раз, качество исполнения у всех разное. Некоторые дети очень хороши сразу, в то время как другие испытывают проблемы. «Начальная удача» может быть связана с генами и природными способностями.
2. Эффект ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ВОЗРАСТА. В Нидерландах ( да и у нас) дети играют в лиге в зависимости от года их рождения.Таким образом, ребенок, родившийся 1 января 2009 года, играет в той же лиге, что и ребенок, родившийся 31 декабря 2009 года. Рожденному в январе ребенку повезло, потому что у него было на 1 год больше, чем у ребенка, родившегося 31 декабря. В Нидерландах большинство детей в профессиональных молодежных академиях рождены в первой половине года (с января по июнь). Ван Перси (6 августа), Левандовский (21 августа), Златан Ибрагимович(3 октября), Вейналдум (11 ноября) и Мбаппе (20 декабря) все родились во второй половине года. Это не означает, что дети, родившиеся в январе, не могут быть талантливыми, и мы должны сосредоточиться на детях, родившихся в декабре. Кроос (4), Роббен (21) и Суарес (24) родились в январе. У детей, рожденных в первой половине года было больше времени (и возможностей) для развития, чем у их сверстников, родившихся во второй половине года (с июля по декабрь). Также «поздние» игроки физически готовы хуже, чем «ранние» в своём возрасте. Это говорит нам о том, что мы должны учитывать этот парадокс при выборе талантливого ребенка!
3. Опыт и качеств обучения. Если уделять растению внимание, поливать, оно будет расти, если нет, не будет. То же самое с детьми. Если один ребенок занимается только игрой на пианино, а другой - только игрой на скрипке, какой ребенок будет лучше играть на пианино? Таким образом, игроком, который является лучшим на поле, может быть ребенок, который до сих пор ИМЕЛ БОЛЬШИЙ (обучающий) ОПЫТ. Например, он играет в футбол уже 3 года, а остальные играют только 2 года. Это соответствует иллюзии айсберга. Мы можем воспринимать только то, что видим, но не обязательно осознаем, что сделало возможным то, что мы видим. Месси сказал что-то подобное о своих качествах: «Я начинаю рано и остаюсь поздно, день за днем, год за годом». Опыт жизненно важен для развития! Чем больше и лучше у ребенка обучение, тем больше у него шансов стать лучшим футболистом.
Но хочется подчеркнуть, что некоторые из этих лучших игроков на поле, действительно, по-настоящему талантливы, и являются именно теми, кого нужно отобрать в академию или хороший клуб. Но надо с осторожностью «списывать» детей как не талантливых, предоставив им меньше возможностей для развития.
«Я думаю, что нашёл для Вас гения». Вот так просто написал в своей телеграмме скаут «Манчестер Юнайтед» в Белфасте Боб Бишоп главному тренеру Мэту Басби после того, как увидел игру пятнадцатилетнего Джорджа Беста. До этого Беста не взяли в местный клуб «Гленторан», назвав его «слишком маленьким и лёгким», но Бишопа это не смутило. Он отметил движение ног Беста и его великолепный дриблинг. Это история, демонстрирует, что футбольный отбор это настолько же искусство, насколько и наука.
Давайте не будем определять талант как лучшего по сравнению со сверстниками, а сосредоточимся на обучаемости - катализаторе развития!
Статья подготовлена группой - Психология детского футбола.