Назад к списку

Проблемы взаимоотношений: родитель и тренер!

Психология. Родители и тренер: кто главнее? Имеет ли право родитель вмешиваться в тренировочный процесс и указывать, как и что нужно делать? Как себя вести, если тренер уделяет ребенку недостаточно внимания? Можно ли «подкупить» тренера, заставить его относиться к ребенку более внимательно? Об этом и многом другом — в этой статье. 

Им нет числа. Любой родитель спортивного ребенка абсолютно точно может сказать следующее: «Каких только тренеров мы ни встречали!». Действительно, уже в первые годы занятий спортом ребенок встречает на своем жизненном пути самых разных тренеров: добрых и не очень, вежливых и грубых, дарящих детям подарки и оскорбляющих их плохими словами. Все тренеры разные, и у каждого из них свой подход к детям: профессиональный и не очень.Но с другой стороны, любой тренер может сказать следующее: «Вы бы знали, каких только родителей я ни встречал…». И это правда: тренер один, а родителей много, и все они тоже разные. Кроме того, родители часто предъявляют к тренеру множество требований, соответствующих собственным требованиям к своим детям. Одни родители желают, чтобы тренер относился к их ребенку достаточно жестко, «по-спартански», «как к мужику». Другие родители хотят, чтобы все нежные и ранимые уголки души их ребенка были поняты тренером, и его поведение соответствовало бы «высочайшему уровню развития ребенка».Возможно ли соответствовать всем требованиям? Конечно, нет. Всем мил не будешь, и это знает любой тренер. Точнее, любой более-менее опытный. Тренеры-новички, выпускники вузов, обычно стараются как-то подстроиться под полчища родителей. Но очень быстро расстаются с этой пустой затеей, приходя к единственному правильному решению: просто начинают быть собой. 

Я тут главный!Родители, пытающиеся советовать тренеру, как нужно обращаться с детьми, как нужно тренировать, как нужно разговаривать, аналогичны советчикам, выглядывающим из-за спины электрика, чинящего розетку. Родитель должен доверять тренеру и методам его работы. Тренер — не просто странный мужчина (или женщина), одетый в спортивный костюм, с секундомером в руке и свистком на шее. Это профессионал, прошедший психологическую и педагогическую подготовку, имеющий за своими плечами богатейший опыт работы с самыми разными детьми.Если родителям кажется, что тренер в каком-то моменте не прав, следует как минимум подождать, оценить ситуацию на ее протяжении, а не в моменте. Не стоит делать скоропалительные выводы и тут же настаивать на переводе ребенка к другому тренеру или вовсе забирать его из секции. Нужно подождать хотя бы пару недель. При необходимости — побеседовать с тренером, попытаться разобраться в вопросе. Выскажите свои беспокойства и опасения. Грамотный профессионал всегда сможет объяснить все кажущиеся вам странными моменты.Кто является главным в триаде «Тренер — Ребенок — Родитель»? Если мы говорим о тренировках, то, конечно, тренер. Отдавая ребенка в спортивную секцию, родители должны понимать, что в этот момент они теряют часть своего магического «я отвечаю за все, я учу ребенка всему, я значу для ребенка все». В спортивном зале главным становится тренер. Именно он начинает отвечать, учить и значить. 

Это вам!Может показаться странным, но довольно много родителей сознательно или подсознательно пытаются, говоря простыми словами, «подлизаться» к тренеру. Дарят подарки, оказывают какие-то знаки внимания, разговаривают подчеркнуто вежливо и так далее. Цель подобного поведения — создать для своего ребенка лучшие условия. Чтобы конкретно с этим ребенком тренер был менее жестким. И чтобы ребенок чаще играл в стартовом составе, а не сидел на скамейке запасных. Чтобы тренер уделял ребенку большее внимание.Проблема заключается в том, что настоящие профессионалы-тренеры нарочно не обращают никакого внимания на подобные «подношения» со стороны родителей. Последние же, в ответ на это, часто обижаются или возмущаются. Еще бы: сколько даров было принесено Его Величеству, а тот даже взглядом не повел. Ребенок продолжает сидеть в запасе, а на тренировках, кажется, ему уделяют меньше всех внимания… Как же так?Просто запомните: любые искусственные попытки изменить поведение тренера негативно скажутся на вашем ребенке. Самый плохой вариант: после всех «подношений» тренер меняет отношение к ребенку в лучшую сторону и начинает выделять его из коллектива.Вслед за этим идет:ухудшение отношения к ребенку со стороны его сверстников («Ты играешь, потому что у тебя родители тренеру денег дали, а сам ты ноль»);со стороны других родителей («Правильно говорят — в спорте все покупается. Наши дети лучше, а играет этот»);со стороны внутреннего «Я» самого ребенка («Я лучший в команде. Можно не так стараться, как раньше. У меня все получается легко и просто»).Как итог:Тормозится развитие спортивных и психологических качеств ребенка.Страдает адекватная самоидентификация.Портятся отношения со сверстниками.Растет негативный фон. 

Кто виноват и что делать?Важно просто не мешать. Доверяйте тренеру, полагайтесь на его профессионализм и опыт. Рано или поздно, даже если на начальном этапе возникают какие-либо проблемы, они разрешатся.Но и не оставляйте ситуацию на самотек. Контролируйте происходящее, но будьте не активным участником действа, а внимательным сторонним наблюдателем. Если ваши нервы не выдерживают, а желание что-то поменять зашкаливает — взвесьте все за и против и поступите так, как подсказывает сердце. Нет ничего страшного в том, чтобы сменить тренера или секцию. Просто не следует делать это в момент эмоционального всплеска. 

Заключение. Ни один тренер в мире не может выполнять все требования, поступающие к нему от сотен родителей. Тренер просто физически не сможет относиться к каждому ребенку абсолютно индивидуально. И это нормально. Взаимоотношения между родителями и тренером должны строиться на доверии и уважении к его опыту и профессионализму.

© 2015  Футбольная школа "имени Петра Василевского"